Отношение к бывшим заключенным в обществе часто вызывает разные мнения. Из-за предвзятого отношения многие бывшие осужденные сталкиваются с рецидивом и возвращаются в тюрьму. Однако есть ли у них шанс начать все с чистого листа? Этот вопрос был исследован корреспондентом агентства Kazinform.
Что обычно предшествует освобождению заключенного? Чтобы узнать об этом, корреспондент посетила следственный изолятор. Здесь, помимо лиц под следствием, свой срок могут отбывать и те, кто впервые получил судимость. Они чаще всего трудятся на хозяйственной работе учреждения.
Медет (имя изменено) провел здесь 2 года. В день посещения корреспондентом учреждения, он выходил на свободу. Его приговорили за распространение наркотиков.
— Работал на хозяйстве. Рад, что возвращаюсь домой. Проблем нет, меня там ждут мама, братья и сестры. Планирую вернуться на прежнюю работу и зарабатывать. Единственное, жалею, что допустил ошибку, но урок выучен — не планирую возвращаться, — сказал мужчина.
Таких позитивных историй не так уж и много. Чаще всего, особенно после длительного срока заключения, осужденным некуда возвращаться. Это ведет к социальным проблемам и становится причиной рецидива. Для предотвращения этого принимается ряд мер.
— Подготовка к освобождению начинается с момента прибытия осужденного. Все начинается с беседы — уточняется его социальный статус, семейное положение, образ жизни, что впоследствии играет важную роль при освобождении. За год до события мы отправляем уведомление в акимат, отдел занятости о том, что в такое-то время, в таком районе освободится осужденный и просим оказать ему помощь, — рассказала начальник отдела учреждения №76 г. Костаная Дарига Муканова.
Сама Дарига Муканова уже более 10 лет работает в отделе. Как отмечает она, за это время встречались разные случаи, и всем старались помочь искренне.
— Месяцем до освобождения мы повторно уведомляем всех. В этот же период устраиваем ярмарки вакансий, встречи у ворот (мероприятие, где госорганы помогают освобождающимся с консультациями — прим. автор). Мы помогаем найти верный путь, а дальше все зависит от осужденного, — отметила Дарига Муканова.
Наличие семьи и жилья играет роль, но как утверждает начальник отдела, многое зависит от самого человека.
По установленным стандартам, после освобождения бывший заключенный может получить определенную сумму (сейчас рассматривается увеличение этой суммы). Чтобы улучшить свое финансовое положение, им необходимо зарегистрироваться как безработные. Однако не все обращаются в специализированные учреждения.
Еще один орган, который работает с осужденными, но с другой стороны закона, это служба пробации — подразделение Департамента уголовно-исполнительной системы Костанайской области.
— Прежде всего служба пробации исполняет наказания, не связанные с лишением свободы. У нас есть разные виды наказаний: ограничение свободы, условное осуждение, отсрочка отбывания наказания, общественные работы и контроль над лицами, ограниченными в определенной деятельности. Основная категория — это ограничение свободы: те, кто получил наказание прямо в суде, а также осужденные, у которых заменили лишение свободы на ограничение, — рассказал начальник службы пробации Костаная Аслан Медыбаев.
Важно отметить, что условно-досрочно освобожденных контролируют участковые инспекторы полиции, а те, кто имеет наказание в виде ограничения свободы, попадают под контроль службы пробации. Ранее все социальные вопросы осужденных решались службой пробации, но после некоторых изменений полномочия передались местным исполнительным органам, однако осталась поддержка со стороны инспекторов.
— Есть осужденные, кто стремится к изменениям в своей жизни после регистрации. Особенно это справедливо для семейных людей, у которых есть стимул. Несмотря на функциональные изменения, мы все равно готовы оказывать помощь. Есть заключенные, которые много лет провели за решеткой и не знают элементарных вещей, куда обратиться и что делать. Мы стремимся помочь всем, — говорит Аслан Медыбаев.
По его словам, освобожденным в первую очередь нужна помощь с работой. Потом идут вопросы жилья и медицинского обслуживания.
— Обычно проблем с документами нет, так как этот вопрос решается в учреждении, — отмечает начальник службы.
Однако основной сложностью остается поиск работы для бывших заключенных. По словам Аслана Медыбаева, людям с меткой «судимый» трудно найти работу. Работодатели часто относятся к ним с недоверием. Несмотря на меморандумы о сотрудничестве, путь к трудоустройству остается сложным для многих.
— В основном требуются разнорабочие. Некоторые работодатели готовы обучать, предоставлять жилье, лишь бы человек был трудолюбив и ответственно относился к работе, — добавил спикер.
Тем не менее, не редко бывают случаи, когда бывшие заключенные отказываются работать или несерьезно относятся к труду, воспринимая его как «обязательное зло». Именно такие случаи ведут к повторной отправке в места лишения свободы.
— К сожалению, такие люди все равно есть. Даже если их процент минимален, он остается. Несмотря на прилагаемые усилия, за годы работы наблюдается улучшение ситуации с числом лиц под наблюдением по различным видам наказания, однако всегда будут те, кто вернется «за решетку», — пояснил Аслан Медыбаев.
Корреспонденту агентства Kazinform удалось пообщаться с освобожденными, проходящими процесс интеграции в общество.
— Отбываю свой срок с 2013 года, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, подрался, будучи нетрезвым. Ранее находился в колонии — поселении, устроился там сварщиком в фирму и работаю так до сих пор. Эта профессия очень нравится. Жду, когда окончательно срок подойдет к концу (январь 2025) года, продолжу работу. Возвращаться не хочу и вспоминать об этом тоже не желаю, — поделился осужденный Аркадий (имя изменено).
Одному из осужденных помогли найти работу — служба пробации трудоустроила его заправщиком на станции. Мужчина был осужден за наркотики в 2021 году, но позже ему заменили наказание на ограничение свободы.
— Помимо этой работы, я работаю еще и дворником. Так получилось, что я был осужден, но эти два года я просто стер из своей жизни. Многое изменилось за это время, спасибо семье за поддержку. Я больше не хочу возвращаться на тот путь, — отметил Дмитрий (имя изменено).