Казахстан впервые вошёл в ТОП-10 мировых экспортеров подсолнечного масла

Казахстан-впервые-вошёл-в-ТОП-10-мировых-экспортеров-подсолнечного-масла

Казахстан впервые вошел в десятку крупнейших мировых экспортёров подсолнечного масла, заняв восьмое место по итогам 2024 года. Это значимое достижение стало результатом стремительного роста производства подсолнечного масла в стране, которое увеличилось в 2,5 раза за последние три года, а экспорт — в 4,8 раза. Импорт фасованного масла при этом снизился на 11%. Экспортная выручка от продажи масел, шрота и жмыха достигла 562 миллионов долларов США, и есть планы увеличить этот показатель до 1 миллиарда долларов в будущем.

Казахстан также стал одним из ведущих поставщиков подсолнечного шрота в Европейский Союз — ключевого продукта для животноводства. Ожидается, что переход от приоритетного производства пшеницы к более доходным масличным культурам приведет к дальнейшему увеличению объемов производства.

По словам Нурлана Кулбатырова, первого заместителя генерального директора QazTrade, Казахстан полностью обеспечивает внутренний рынок, стабилизирует цены и наращивает экспорт, укрепляя тем самым экономическую безопасность страны. Он отметил, что Министерство торговли и интеграции РК использует различные инструменты для поддержки экспорта казахстанских маслоперерабатывающих предприятий, включая торгово-экономические миссии и программы экспортной акселерации.

Казахстан экспортирует подсолнечное масло в Центральную Азию и Китай, с планами на расширение поставок в страны Ближнего Востока. Ядыкар Ибрагимов, председатель Национальной ассоциации переработчиков масличных культур, отметил, что глобальный рынок масел и кормов, где Казахстан может занять конкурентоспособную позицию, оценивается в 43 миллиона тонн, что в 42 раза превышает текущий объем казахстанского экспорта.

В этой связи в Астане прошел круглый стол, посвященный развитию экспортного потенциала масложировой отрасли, который стал началом разработки трехлетнего плана по развитию экспорта масличной продукции. Основная цель — установить устойчивое сотрудничество между государством и бизнесом. В рамках данной инициативы будет составлена экспортная дорожная карта на 2025–2027 годы для усиления позиций Казахстана на международных рынках. Мероприятие организовано Международным торговым центром и Центром развития торговой политики QazTrade, при поддержке Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.