В Шымкенте начнется строительство новой взлетно-посадочной полосы, проект стоимостью почти 41 миллиард тенге будет реализован за три года. Работы включают возведение второй взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, что позволит аэропорту принимать современные гражданские и грузовые самолеты большой грузоподъемности и улучшить обстановку с задержками рейсов, особенно в условиях неблагоприятной погоды. Работы по реконструкции аэродрома находятся под контролем городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, которое уже разместило соответствующий лот на портале государственных закупок.
Финансирование затеянного проекта рассчитано поэтапно: в первый год планируется потратить 882 миллиона тенге, во второй — 10,8 миллиарда, а в третий — 28,9 миллиардов тенге. Прием заявок на участие в конкурсе завершится 15 сентября, он будет проходить в форме конкурсных торгов, с применением рейтинговой системы оценок.
Напомним, что капитальный ремонт существующей взлетно-посадочной полосы был завершен в 2007 году, а следующий запланирован на 2027 год. Однако реализация этого ремонта предполагала бы значительное приостановление деятельности аэропорта. В дополнение к этому, потребность в удлинении действующей полосы, на что нужно около 10 миллиардов тенге, также была признана актуальной. При этом более 300 объектов недвижимости, находящихся в санитарной зоне аэропорта, подлежат выкупу на сумму около 30 миллиардов тенге.
Акимат города, учитывая стратегическую и экономическую важность объекта, провел анализ, который подтвердил целесообразность строительства новой взлетно-посадочной полосы длиной 3500 метров и шириной 60 метров. Проектная документация уже согласована с профильными организациями и получила положительное заключение госэкспертизы.
Новая взлетно-посадочная полоса будет продлена на 300 метров в восточном направлении, что увеличит безопасность взлетов и посадок. Установка современного светосигнального оборудования класса ССО-3 категории ОВИ III обеспечит возможность принимать воздушные суда даже при нулевой видимости. Текущая инфраструктура аэропорта оказалась ограниченной: существующая полоса имеет индекс прочности 50, что не позволяет принимать самолеты большой грузоподъемности. Новый проект повысит этот показатель до 80, разрешая размещение современных самолетов без ограничений по массе.
Наконец, стоит отметить, что в декабре 2024 года в Шымкенте было введено в эксплуатацию новое здание терминала аэропорта, что стало отправной точкой для будущих масштабных модернизаций, включая не только новую взлетную полосу, но и крупный современный склад для грузового хранения.