В Казахстане контроль за качеством бензина и дизельного топлива осуществляется Министерством торговли и интеграции через аккредитованные лаборатории, которые находятся под надзором Комитета технического регулирования и метрологии. Согласно постановлению правительства, каждое топливо должно проходить обязательное декларирование, подтверждая его соответствие установленным стандартам на момент отгрузки. Однако, по словам представителей министерства, данная декларация не является гарантией качества на всех этапах, включая хранение и транспортировку, где могут возникать проблемы.
Чаще всего некачественное топливо связано не с производителями, а с работой автозаправочных станций (АЗС). Возможные нарушения могут быть связаны с неправильной транспортировкой, условиями хранения или смешиванием топлива. В середине мая общественное внимание привлек случай, когда казахстанский блогер Айдос Кожахметов сообщил о проблемах с автомобилем после заправки на одной из АЗС Qazaq Oil. Его публикация вызвала негативные отклики и широкий резонанс в социальных сетях, однако сама компания не предоставила официального ответа на обвинения.
В 2024 году Комитет технического регулирования провел профилактические проверки на 92 АЗС, отбирая образцы топлива без предварительного уведомления. В числе проверенных заправок оказались крупнейшие операторы, такие как Qazaq Oil, Sinooil и Газпромнефть. В ряде случаев выявлено несоответствие топлива установленным требованиям.
Автовладельцы могут подать жалобы через электронный портал еOtinish, что может стать основанием для внеплановой проверки. Штрафы за реализацию некачественного топлива варьируются от 354 000 тенге для физических лиц до 2,36 миллиона тенге для крупных компаний. Несмотря на действующие нормы и штрафы, проблема некачественного бензина продолжает оставаться актуальной, и автовладельцам настоятельно рекомендовано быть бдительными и сообщать о подозрительных случаях.