За последние сто лет в мире искусства произошло множество громких музейных ограблений, некоторые из которых оставили неизгладимый след в истории. Одним из самых известных преступлений считается кража «Моны Лизы» в Париже в 1911 году, когда вор Винченцо Перуджа, работая в Лувре столяром, спланировал хитроумный акт кражи. Пользуясь своей осведомленностью о внутренней организации музея и недостатками его безопасности, Перуджа выждал момент, когда охрана была максимально ослаблена. Он сунул картину под свою одежду и скрывался два года, прежде чем был арестован при попытке продать её антиквару в Италии.
На другом краю мира, в Бостоне, произошло ограбление музея Изабеллы Стюарт Гарднер в 1990 году, когда два злоумышленника, маскируясь под полицейских, обезвредили охранников и вынесли 13 произведений искусства на сумму сотни миллионов долларов. Дело до сих пор остается нераскрытым, а музей даже предложил крупнейшее в истории частного учреждения вознаграждение в десять миллионов долларов за информацию о похищенных произведениях.
В Санкт-Петербурге в 1999 году группа преступников, воспользовавшаяся невнимательностью охраны, похитила 16 картин из Российской академии художеств, но в конечном итоге преступление было раскрыто, и картины были возвращены благодаря действию полиции. Кража в роттердамском музее Kunsthal в 2012 году также была масштабной: семь картин известных художников, таких как Пикассо и Моне, оказались в руках преступников, но судьба произведений остается неизвестной.
Наконец, ограбление музея Грюнес Гевёльбе в Дрездене в 2019 году поразило своим размахом: воры вывели на свет ювелирные изделия XVIII века, ущерб от которых оценивают в миллиард евро. Хотя часть команды злоумышленников была задержана, большая часть похищенного имущества до сих пор не найдена. Эти ограбления подчеркивают как уязвимость музеев, так и сложность их защиты в условиях растущего интереса к искусству и бесценным культурным ценностям.




