Неимущие с 11 квартирами: почему адресная социальная помощь не работает в Казахстане

Неимущие-с 11-квартирами:-почему-адресная-социальная-помощь-не работает-в Казахстане

В Казахстане государственные расходы на социальную помощь и социальное обеспечение продолжают расти. В 2024 году на эти цели было выделено 5,42 триллиона тенге, что на 7,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Однако несмотря на значительное финансирование, система адресной социальной помощи (АСП) показывает неоднозначные результаты. Корреспондент Kazinform провел анализ, чтобы выяснить, насколько AСП эффективна в борьбе с бедностью.

На 1 августа 2024 года адресная социальная помощь была оказана почти 372 тысячам человек из 70,2 тысяч семей. Хотя финансирование остается высоким, количество получателей АСП постепенно снижается с 2 миллионов в 2019 году до 598,4 тысяч в 2023 году. В это же время бюджет на АСП также сократился: с 204,5 миллиардов тенге в 2019 году до 60,5 миллиардов в 2024 году.

По мнению политолога Данияра Ашимбаева, проблемой является отсутствие объективных данных и показателей эффективности социальной политики. Местные власти и системы здравоохранения заинтересованы в больших бюджетных ассигнованиях, что приводит к лоббизму и неэффективному использованию средств.

Исследования Школы аналитики при Сенате Парламента также выявили несоответствия между глобальными и национальными индикаторами бедности. По оценкам Всемирного банка, бедные составляют 14,6% населения Казахстана, в то время как Бюро национальной статистики определяет этот показатель на уровне 5,1%. Разница объясняется различной методологией измерений.

Для улучшения системы правительство ввело цифровую карту семьи, которая должна объединить данные из 24 информационных систем и классифицировать граждан по степени благополучия. Однако уже выявлены проблемы: в 352 семьях, получающих AСП, оказалось по 11 объектов недвижимости на каждую семью. Исследователи подчеркивают наличие ненаблюдаемой экономической активности и теневых доходов, что затрудняет контроль за эффективностью социальной политики.

Эксперты предлагают улучшить систему через внедрение цифрового тенге, чтобы обеспечить прозрачность и контроль над распределением средств. С 1 января 2025 года планируется изменение методики определения черты бедности, что, как считают эксперты, может стать дискриминирующим для некоторых регионов.

В итоге, несмотря на значительные финансовые вливания, текущая система социальной помощи в Казахстане сталкивается с проблемами эффективности и объективности распределения средств. Эксперты подчеркивают необходимость продолжения реформ и улучшения контроля за использованием бюджетных средств, чтобы достичь более значительных результатов в борьбе с бедностью.