В Астане начала работу первая специализированная парковка для самокатов, разработанная в ответ на многочисленные жалобы граждан о неправильной парковке. На сегодняшний день в городе функционирует три крупных кикшеринговых сервиса, которые располагают значительным количеством электросамокатов: Whoosh предлагает 3 400 самокатов, JET — 2 600, а Яндекс Go — 1 600.
Заместитель исполнительного директора Ассоциации Q88 Жанат Чукеев объяснил, что проблема заключается в брошенных самокатах, которые затрудняют движение пешеходов и могут вызывать аварийные ситуации. В рамках пилотного проекта были выбраны десять ключевых локаций в районе Нура, где зафиксировано максимальное количество неправильно припаркованных самокатов. Эти места расположены возле торговых центров, общественных парков и пешеходных зон с высокой проходимостью.
Для создания удобной парковки в указанных локациях была нанесена специальная дорожная разметка, установлены знаки, обозначающие зоны парковки. Теперь завершить поездку можно только в этих специально отведённых местах. Ранее пользователи могли оставлять самокаты в виртуальных зонах, которые обозначались в приложении, но такая система вела к недостаткам из-за возможных неточностей GPS.
Пользователи не смогут завершить аренду самоката вне указанных зон, а оплата будет продолжаться, пока самокат не будет возвращён в назначенную парковку. В случае нарушений пользователи получают уведомление и штраф, а систематическое несоблюдение правил может привести к блокировке аккаунта.
Концепция включает патрулирование улиц специальными «скаутами» от кикшеринговых компаний и сотрудничество с Центром мониторинга и оперативного реагирования iKomek. Этот центр будет обучен для оперативной обработки жалоб, связанных с нарушениями правил парковки.
Совместный контроль с городскими службами и кикшеринговыми компаниями уже дал положительные результаты — количество неправильно припаркованных самокатов сократилось на 80-90%. В настоящее время рассматриваются планы по расширению этой инициативы на другие районы столицы, что потребует дополнительных финансовых ресурсов. Рассматривается также возможность ввода госномеров для самокатов и велосипедов в стране.