Согласно данным Министерства просвещения Казахстана, в стране функционирует 772 учебных заведения технического и профессионального образования, из которых 445 — государственные и 327 — частные. В последние пять лет в Казахстане открыто 25 новых колледжей. Наибольшее число учебных заведений расположено в Алматы — 101 колледж, тогда как в Улытау всего 15. Другие регионы представлены следующим образом: Абайская область — 33, Акмолинская — 30, Актюбинская — 40 и так далее.
В настоящее время в колледжах страны обучаются 556 тысяч студентов, из которых 173 тысячи завершают обучение в этом году. 85% из них учатся на бесплатной основе по государственным грантам. Президент Казахстана, Касым-Жомарт Токаев, в своем Послании от 1 сентября 2022 года акцентировал внимание на необходимости адаптации колледжей под реальные потребности рынка труда. В этой связи 65% государственного образовательного заказа направлено на технические специальности.
Как сообщает министерство, в 2023 году по госзаказу было принято 133 тысячи студентов, а на следующий учебный год планируется увеличить число мест до 150 тысяч. Также колледжи принимают 10 тысяч студентов по заявкам предприятий, с обязательной практикой для трудоустройства, и к 2030 году эта цифра должна вырасти до 90 тысяч.
В области трудоустройства выпускников колледжей наблюдается положительная динамика. В 2022 году из 137 802 выпускников трудоустроились 77%, а в 2023 году этот показатель увеличился до 79%. В 2024 году из 159 606 специалистов 81% нашли работу. Также 16-17% выпускников продолжают обучение в вузах или идут в армию.
Стипендии для студентов колледжей за последние три года увеличились на 100%. В 2023 году размера стипендий составляет 31 422 и 32 681 тенге в зависимости от специальности. С сентября 2024 года планируется новое увеличение стипендий на 50%. Также с 1 сентября 2023 года финансирование на одного студента колледжа вырастет в два раза.
Напомним, что Президент объявил 2025 год «Годом рабочих профессий» и подчеркнул необходимость реформирования системы технического и профессионального образования.