Сербия запустила производство электрокаров на фоне массовых протестов

Сербия-запустила-производство-электрокаров-на-фоне-массовых-протестов

Сербия вступила в эру производства электромобилей, однако масштабные протесты охватили несколько городов страны в знак протеста против проекта по добыче лития, сообщает агентство Kazinform со ссылкой на Euronews.

Первый серийный электромобиль, собираемый в Сербии, начнет производство в октябре. Стартовое производство Fiat Grand Panda, начиная с установки аккумуляторов, осуществляется на заводе Stellantis в Крагу Еваце, после чего электрокары будут поставляться в автосалоны Европы, Ближнего Востока и Африки.

Адаптация завода, где ранее выпускались Fiat 500L, для производства электромобилей заняла два года и потребовала инвестиций в размере 190 миллионов евро.

Запуск производства пришелся на след за сделкой по литию, заключенной с Европейским союзом начале июля в Белграде, которая может уменьшить зависимость Европы от Китая и способствовать близким отношениям Сербии, у которой тесные связи с Москвой и Пекином, с Брюсселем.

Генеральный директор Stellantis, Карлос Таварес, заявил, что его компания готова бросить вызов китайским производителям электромобилей.

«Мы намерены показать им, что мы трудолюбивы, что мы обладаем подходящими технологиями и являемся чрезвычайно сильными конкурентами», — добавил он.

Однако данная сделка вызвала острое недовольство со стороны экологов и оппозиционных групп в Сербии, которые утверждают, что она принесет непоправимый ущерб окружающей среде и мало пользы для граждан страны.

В понедельник тысячи людей вышли на улицы нескольких городов Сербии, протестуя против проекта по добыче лития, согласованного правительством этой балканской страны с Европейским союзом. Акции протеста прошли одновременно в западном городе Шабац и центральных городах Кралево, Аранджеловац, Лиг и Бараево.

Согласно данным Геологической службы США на 2023 год, в Сербии расположено приблизительно 1,2 миллиона тонн запасов лития — важного минерала для производства электрических аккумуляторов в условиях ускоренного перехода к автомобилям с нулевыми выбросами. Крупнейшие запасы лития находятся в западной долине, которая изобилует плодородными почвами и водой.