Почему казахстанцы пока не могут сдать старые автомобили на утилизацию

Почему-казахстанцы-пока-не-могут-сдать-старые-автомобили-на-утилизацию

В Казахстане программа утилизации старых автомобилей, несмотря на подготовленные формальности, пока не функционирует. Министерство экологии и природных ресурсов ранее сообщало, что утилизацией будут заниматься компании, имеющие соответствующее разрешение. В стране зарегистрировано около 200 таких предприятий, однако к концу 2025 года конкретные переработчики не определены, договоры не заключены, а пункты приема автомобилей не созданы. Жители регионов, включая Шымкент, до сих пор не могут сдавать свои старые автомобили легально.

В министерстве пояснили, что нет утвержденного списка городов и пунктов приема автомобилей, и процесс приема заявок начнется только после выбора переработчиков. Причина задержек кроется в несоответствии документов новым требованиям закона «О разрешениях и уведомлениях», который с 10 октября 2024 года перевел деятельность по сбору и переработке лома металлических отходов в разрешительный порядок. Для участия в программе переработчики должны предоставить необходимые разрешительные документы.

Определение пунктов приема будет произведено только после заключения договоров с переработчиками, а список этих пунктов будет размещен на официальном сайте оператора программы. При этом министерство подчеркнуло, что монополия одного переработчика исключена, и участие смогут принимать все компании, занимающиеся переработкой черных металлов.

Ранее право на проведение утильсбора принадлежало частной компании, однако президент Касым-Жомарт Токаев распорядился передать эти полномочия государственной организации. Вопрос о наличии или строительстве утилизационного завода в Шымкенте остается открытым, так как информации по этому поводу нет.

Несмотря на то, что программа утилизации формально существует, ее запуск зависит от готовности переработчиков работать в соответствии с новыми требованиями. После старта программы денежные выплаты за сдачу автомобиля не предусмотрены; владельцам будут предложены скидочные сертификаты на покупку новых автомобилей, номинал которых будет определяться Министерством промышленности и строительства.

На фоне отсутствия утилизационной инфраструктуры проблема загрязнения окружающей среды остается актуальной. В Шымкенте действуют стационарные посты и мобильные лаборатории для мониторинга качества воздуха, которые фиксируют превышения по различным загрязняющим веществам. Контроль выхлопных газов также осуществляется, и за нарушения были зафиксированы штрафы общим размером почти в миллион тенге.