В Восточно-Казахстанской области (ВКО) началось строительство двух новых аэропортов — в Катон-Карагае и Зайсане. Министерство транспорта РК сообщило, что эти объекты станут ключевыми инфраструктурными центрами для нового территориального развития Казахстана. Выбор мест для строительства основывался на климатических условиях, доступности автомобильных дорог и готовности земельных участков для работ. Аэропорт в Зайсане строится на месте бывшего военного аэродрома, что способствует ускорению работ, а в Катон-Карагайе учитывается близость к туристическим маршрутам.
На данный момент в казахстанской авиационной отрасли реализуются четыре главных проекта: два в ВКО, один в Мангистаусской области и один — в Костанайской области. Общее финансирование трех новых аэропортов в курортных зонах составит 117 миллиардов тенге.
Строительство аэропорта в Катон-Карагае идет активно. На данный момент ведутся земляные работы, активно заменяется неустойчивый грунт на скальный, укладываются слои основания, а также готовится монтаж терминалов и перрона. Уже выполнены значительные объемы: отсыпаны и укатаны основания под взлетно-посадочную полосу длиной 2260 метров, подготовлены котлованы под здания, а также осуществляется прокладка подъездной дороги.
Ожидается, что новый аэропорт значительно уменьшит время поездки для туристов, стремящихся посетить живописные места региона, такие как радоновые озера и заповедники. С запуском аэропорта туристический поток в Катон-Карагай может увеличиться в два–три раза, что позволит создавать новые рабочие места и развивать гостиничную инфраструктуру.
В Зайсане также активно ведется строительство. Строительство проходит на подготовленной площадке недалеко от села Сатпаев, и уже выполнены все предварительные работы для взлетно-посадочной полосы. Планируется, что в аэропорту будут все необходимые службы для обслуживания пассажиров, включая диспетчерскую башню и современные технологии.
Первоначально аэропорты будут обслуживать только внутренние рейсы, но в будущем запланированы и международные направления, включая города Китая. Билеты на субсидируемые рейсы будут стоить от 15 до 18 тысяч тенге. Эти аэропорты не только станут транспортными хабами, но и создадут новые бизнес-возможности для региона, улучшая его конкурентоспособность.
Строительство аэропортов является уникальным проектом для Казахстана, так как это первое создание полноценных аэропортов с нуля, что закладывает основу для устойчивого развития транспортной инфраструктуры и туризма в стране. Ожидается, что оба аэропорта будут сданы в эксплуатацию до конца года, и на начальном этапе создадут более 600 рабочих мест.