Новый учебный год: страны ЕС испытывают нехватку учителей

Новый-учебный-год:-страны-ЕС-испытывают-нехватку-учителей

В начале нового учебного года страны Европейского Союза (ЕС) сталкиваются с серьезной проблемой нехватки учителей, что непосредственно отражается на качестве образования. По данным агентства Kazinform со ссылкой на Euronews, большинство стран-членов ЕС не могут заполнить значительное количество преподавательских вакансий, причиной чего часто становятся низкая заработная плата, высокая нагрузка и стареющий преподавательский состав.

Эта проблема наиболее остра в 24 из 27 стран ЕС, влияя на успеваемость учащихся и препятствуя достижению целей по обеспечению качественного образования для всех. Например, в Швеции к 2035 году потребуется 153,000 квалифицированных учителей. В то время как Хорватия и Кипр пока не сообщают о нехватке педагогов, открытые данные по Греции не позволяют точно определить, насколько там покрываются потребности в преподавательских кадрах.

Особенно остро ощущается нехватка учителей по таким направлениям как STEM (математика, информатика и научные дисциплины), а также в сфере воспитания и образования детей младшего возраста. В Германии профсоюз GEW предупреждает о недопустимости снижения стандартов педагогической квалификации для решения проблемы дефицита кадров.

Препятствия на пути к решению проблемы связаны с непривлекательными условиями работы учителей, включая низкие зарплаты, отсутствие гарантий занятости и высокую рабочую нагрузку. Примером может служить Готье Катто, бывший учитель географии в Бельгии, который покинул профессию из-за сложных условий работы и перешёл в инженерную сферу.

По данным Евростата, в 2021 году только 8% преподавателей в ЕС были моложе 30 лет. Дополнительную нагрузку на образовательные системы стран ЕС создает интеграция детей из Украины, перемещенных из-за войны. В Польше в феврале 2023 года 43,800 украинских детей были зачислены в дошкольные учреждения.

Старение преподавательского состава также оказывает значительное давление на образовательную систему. В Португалии ожидаются значительные волны выхода на пенсию в ближайшие годы, что потребует привлечения более 30,000 новых учителей до 2030 года. Во Франции нехватку преподавателей особенно остро ощущают в провинциальных районах, что вынуждает власти нанимать людей без специального образования и предоставлять им краткосрочное обучение всего на 6 недель.

Европейская комиссия поощряет мобильность учителей и инновационные методы преподавания. Некоторые страны ЕС пытаются привлечь пенсионеров к работе и используют временные контракты как экстренную меру. Генеральный секретарь ASTI Ирландии Киран Кристи призвал Министерство образования изменить подход к решению проблемы и предложил стимулировать возвращение ирландских учителей, работающих за границей.

Вопрос заработной платы остается ключевым: Люксембург и Германия предлагают самые высокие зарплаты для учителей в ЕС. Однако единое решение для всего Евросоюза может быть сложно реализовать из-за различий в институциональных правилах и квалификационных требованиях в разных странах. Экономист в области образования Джорджио Ди Пьетро указывает, что разные страны имеют свои уникальные подходы к подготовке и квалификации учителей, что усложняет выработку общих мер на уровне ЕС.