В древности казахи придерживались множества запретов и поверий, имеющих глубокие корни, уходящие в тюркский период. Эти традиции формировались в контексте отсутствия научных знаний, когда природные явления и повседневная жизнь связывались с определёнными действиями. Поверья и запреты служили основой социального порядка и культуры общения, подчеркивая важность добронравия и аккуратности.
Среди наиболее известных запретов можно выделить стричь ногти ночью, висеть на дверном косяке и класть головной убор на землю. Ученые отмечают, что такие правила способствовали дисциплине и благонравию. Как считает кандидат исторических наук Алия Бижанова, истоки этих традиций связаны с анимизмом и тотемизмом, возникшими в эпохи неолита и бронзы, когда люди жили в тесной связи с природой.
Поверья и запреты в казахской культуре выполняли несколько функций: они были направлены на воспитание молодежи, защиту природы и социальное согласие. Например, запрет на стрижку ногтей ночью имел две стороны: он предостерегал от травм в темноте и защищал от духовных угроз. Не подпирать косяк считалось знаком уважения к дому и семье, ведь это могло символизировать охлаждение отношений между супругами.
Кочевой образ жизни требовал системы запретов, регулирующих общественные отношения и обеспечивающих безопасность в сложных ситуациях. С распространением ислама с VII века древние анимаистические поверья не исчезли. Некоторые из них адаптировались, сохранив свое значение, например, тенгрианские ритуалы и запреты, касающиеся огня и воды.
Однако, как сообщает Алия Бижанова, не все традиции сохранили свою актуальность. Некоторые поверья, такие как запрет есть мясо в дни айта или запрещение беременным смотреть в зеркало, утратили своё значение в свете современных медицинских знаний. Тем не менее, несмотря на влияние науки и глобализации, многие казахские поверья продолжают сохранять свое культурное и символическое значение. Их исследование важно для этнопедагогики и этнопсихологии, что подчеркивает необходимость передачи этих знаний будущим поколениям.