Как перегруженные фуры «убивают» казахстанские дороги и бюджеты

Как-перегруженные-фуры-«убивают»-казахстанские-дороги-и-бюджеты

Перегруз тяжеловесных транспортных средств, таких как фуры и самосвалы, представляет собой серьезную угрозу для дорожной инфраструктуры Казахстана, и это не просто нарушение правил, а масштабная проблема с финансовыми последствиями. Министерство транспорта страны признает, что именно проезд таких автомобилей с превышением допустимых нагрузок значительно разрушает дороги, что приводит к внеплановым ремонтам и затратам бюджета.

Автоматизированные системы измерения в движении, известные как АСИ, активно фиксируют нарушения. На текущий момент в Казахстане функционирует 56 таких систем, которые без участия инспекторов отслеживают вес транспортных средств. Динамика выявленных нарушений растет, особенно за последние годы, что свидетельствует о действии технологий и о том, что проблема перегруза не теряет актуальности. Например, в 2023 году уже зафиксировано 3,639 случаев нарушения, что может привести к антирекорду в 4 тысячи нарушений в 2025 году.

Перегруз оказывает неоднозначное воздействие на дороги, они не рассчитаны на такое давление. При увеличении нагрузки на ось даже в 1,5–2 раза, разрушение покрытия происходит в геометрической прогрессии — такими темпами дороги выходят из строя значительно быстрее. В результате, бюджет тратит 20–30 миллиардов тенге на восстановление лишь 300 километров дорог в год, а стоимость ремонта одного километра может достигать 300 миллионов тенге.

Ситуация усугубляется недостатком контрольных постов — на 54 поста транспорта приходится более 7,8 тысячи километров дорог, что является крайне недостаточным для эффективного контроля. Правительство вводит новые законы и постепенно развивает систему автоматизированного взвешивания, чтобы минимизировать человеческий фактор и коррупционные риски.

Тем не менее, пока не будет внедрена единая система, которая обеспечит сопоставимость сборов с износом дорог, проблема перегруза останется актуальной. В конечном итоге, это означает, что ответственность за ремонт дорог ложится на плечи бюджета, а значит, и на граждан, которые страдают от последствий безответственности перевозчиков.