С введением электронных очередей на границе Казахстана, Комитет государственных доходов (КГД) разъяснил основные правила, тарифы и ограничения системы. По новому приказу, электронная очередь распространяется на все виды грузовых автомобилей, включая седельные тягачи и прицепы. Пользователи могут бронировать места на границе как владельцы, так и водители автомобилей. Плата за использование электронной очереди составляет 1 месячный расчетный показатель (МРП), в то время как для ускоренного, внеочередного прохождения тарификация составляет 100 МРП. Однако стоит отметить, что возможность ускоренного пропуска ограничена 15% от суточной пропускной способности, что может стать препятствием для многих перевозчиков, даже при наличии спроса.
КГД также признает, что инфраструктура не соответствует современным требованиям. На одном из ключевых пунктов пропуска «Жайсан» пропускная способность составляет всего 300 грузовиков в сутки, а важная автодорога А-24, ведущая к этому пункту, находится на ремонте, который планируется завершить в середине июля 2025 года. Это ограничивает реальную эффективность внедренных цифровых решений, так как проблемы физической инфраструктуры остаются нерешенными. В целях снижения нагрузки на дороги акимат Мартукского района выделил участок земли для создания зон ожидания.
Система предлагает несколько вариантов оплаты услуг через онлайн-сервисы, включая Kaspi.kz, платежный шлюз электронного правительства и Halyk Bank, а также возможность перевода с зарубежных банковских счетов. Однако такая система ориентирована на пользователей с постоянным доступом в интернет, что создает сложности для индивидуальных перевозчиков, особенно в отдаленных районах.
Электронная очередь была протестирована в рамках пилотного проекта с 22 декабря 2022 года по 1 июля 2023 года, в результате чего было сделано более 126 тысяч бронирований. КГД заявляет, что система отвечает требованиям информационной безопасности, что подтверждено испытаниями Государственной технической службой КНБ РК. В дальнейшем планируется доработка правил и развитие инфраструктуры ожидания с использованием модели государственно-частного партнерства для повышения общей эффективности пропускной системы. Важно отметить, что объем грузоперевозок через Казахстан за последний период увеличился на 7,1%, что подчеркивает необходимость дальнейшего развития этой сферы.