Экспорт зерна из Казахстана в 2025 году продемонстрировал значительный рост, увеличившись на треть по сравнению с предыдущим годом. В начале 2026 года экспортеры смогут начать отгрузки нового урожая пшеницы, что позволит им получить компенсацию транспортных расходов. Министерство сельского хозяйства Казахстана сообщает, что на поддержку зерноотправителей в следующем году предусмотрено более 30 миллиардов тенге.
С учетом сроков доставки зерна до субсидируемых рынков, которые могут достигать 30 дней, экспортерам рекомендуется заранее активизировать отгрузки. Одним из важнейших условий для получения субсидий в 2026 году является наличие документов, подтверждающих поступление зерна в пункты назначения в новогоднем периоде.
В 2024 году Казахстан собрал рекордный урожай зерновых и масличных культур. Однако ограниченная емкость традиционных рынков Центральной Азии привела к рискам перепроизводства и давлению на внутренние цены. В четвертом квартале 2024 года произошло снижение цен на зерно на фоне высокой конкуренции и ограниченного сбыта. В ответ на эти вызовы правительство запустило программу субсидирования транспортных расходов на экспорт, что значительно расширило географию поставок и увеличило объемы перевозок.
В течение 2025 года наблюдался резкий рост перевозок зерна по железной дороге. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в направлении портов Черного моря увеличились перевозки на 150%, в направлении российских портов Балтийского моря — на 196%, а к странам Прибалтики — на 799%. Экспорт в Иран возрос на 197%, а в Азербайджан — на 556%.
Активизация эксплуатационных поставок положительно сказалась на внутреннем рынке, стабилизировав цены на зерно и снизив риски демпинга. Экспорт способствовал развитию смежных отраслей, таких как логистика и переработка. В 2025 году аграрии вновь получили высокий урожай, в то время как на рынке оставались значительные переходящие остатки зерна.
За 11 месяцев 2025 года объем перевозок зерна составил 12,6 миллиона тонн, что на 34% больше, чем за аналогичный период 2024 года, из которых экспорт составил 9,7 миллиона тонн. Всего за три месяца нового маркетингового года объем перевозок достиг 4,4 миллиона тонн, включая экспорт — 3,4 миллиона тонн.
В декабре 2025 года внутренние цены на пшеницу были на 40-50% выше уровней декабря 2024 года, несмотря на высокий объем предложения. Ожидается, что транспортные субсидии в размере около 40 долларов за тонну помогут сохранить экономическую устойчивость сельхозпроизводителей и укрепить позиции казахстанской пшеницы на рынках Европы, Африки и Ближнего Востока. Казахстан и Узбекистан также согласовали меры по увеличению перевозок зерна через Сарыагаш, что поддерживает тенденцию роста экспорта.




