11:37, 03 Июнь 2025 | GMT +5
Преподаватель — больше, чем просто носитель знаний. Он вдохновляет, поддерживает и помогает раскрыть потенциал. ДинараНур Айтбаева, педагог с более чем 20-летним стажем рассказала, как важно сочетать традиции и инновации, преодолевать внутренние барьеры учеников и делиться опытом с коллегами, передает корреспондент агентства Kazinform.

— С чего началось Ваше профессиональное становление, и почему выбор пал именно на преподавание английского?
— Мой профессиональный путь начался с увлечения английским языком еще в школе. Я выбрала преподавание, потому что мне всегда было интересно делиться знаниями и видеть, как ученики растут и достигают успехов благодаря моему вкладу.
— Что изменилось в преподавании английского языка за время Вашей профессиональной деятельности?
— За это время произошли кардинальные изменения. Самыми значимыми считаю переход от традиционных методов к коммуникативному подходу, акцент на практическое использование языка и внедрение цифровых технологий — онлайн-платформ, интерактивных заданий и индивидуализированных программ обучения. Особенно интересно, как с развитием технологий, в обществе не раз подымался дискурс о том, что теперь не нужно и язык учить, и что переводчики и преподаватели иностранных языков больше не нужны. Но все же человека заменить пока что никаким технологиям не удалось. Поэтому считаю, что следующим важным изменением в подходе к обучению английского языка должно стать правильное обращение с инновациями и определение места человека в этом. Технологии — это хороший вспомогательный инструмент, и важно самим педагогам научиться его использовать и при этом не терять себя, свою уникальность.
— Что помогает современному преподавателю сохранять актуальность и быть эффективным в условиях высокой конкуренции и стремительного технологического развития?
— Помимо самих знаний современному преподавателю важно обладать гибкостью, эмпатией, цифровой грамотностью и умением мотивировать. Нужно постоянно развиваться, быть креативным в подаче материала и ориентироваться на результат каждого ученика.
— Вы применяете авторские методики в преподавании. В чем их особенности, и каких результатов удается достичь благодаря им?
— Мои методики основаны на сочетании коучинга, мотивации и коммуникативного подхода. Я помогаю студентам не только выучить язык, но и преодолеть страх общения, поверить в себя. Результат — быстрое повышение разговорных навыков и уверенности в использовании английского в реальной жизни.

— Как Вам удалось интегрировать международный опыт — например, обучение в Индии по программе ITEC — в свою преподавательскую практику?
— Обучение в Индии по программе ITEC дало мне ценный опыт межкультурной коммуникации и новые подходы к обучению взрослых. Я интегрировала техники mindfulness, управления стрессом и мотивации, что помогает студентам учиться эффективнее и с удовольствием.
— Вы получили высшую оценку по международной сертификации TKT от Cambridge Assessment English. Насколько это важно для преподавателя сегодня?
— Высшая оценка по TKT подтверждает глубокие знания методики преподавания и умение применять ее на практике. Для преподавателя это важное признание профессионализма и доверия со стороны международного сообщества.
— Сейчас Вы активно работаете с корпоративным сектором. Чем отличается обучение сотрудников компаний от классического академического курса?
— В корпоративном секторе процесс обучения более заточен на прикладной функции языка. Здесь нужно в более короткие сроки обучить человека тому, что 100% он будет использовать в работе: профессиональной лексике, правилам делового общения. Преподавателю здесь также нужно быть гибким, уметь быстро адаптировать материал под цели компании и уровень сотрудников, а также находить индивидуальный подход к каждому ученику. Также важно до начала или во время процесса обучения самому преподавателю максимально погрузиться в специфику отрасли. Все сотрудники знают гораздо больше про свою работу и с чем именно они сталкиваются, какой жаргон используют их партнеры и с каким акцентом говорят их инвесторы. Поэтому нужно прислушиваться к их мнению и адаптировать материал под конкретные запросы.
— Какие современные инструменты и технологии действительно помогают в изучении английского языка?
— Самая эффективная стратегия — совмещать работу с преподавателем вместе с самостоятельной проработкой тем. Для этого можно использовать интерактивные платформы (например, Quizlet, Kahoot), мобильные приложения, онлайн-курсы с адаптивным контентом, а также искусственный интеллект для персонализированного обучения и практики разговорной речи. Но как показывает практика, все-таки обучение вместе с ментором дает более быстрые результаты.
— Почему, на Ваш взгляд, важно развивать профессиональное сообщество?
— Обмениваясь опытом друг с другом, мы поддерживаем высокий уровень преподавания и вдохновляем специалистов на рост. А от того, какой уровень развития профессионального сообщества преподавателей зависит и уровень развития общества. Все начинается с образования — экономический рост, культурное разнообразие, технологический прогресс и так далее. Поэтому я для себя решила, что буду помогать коллегам, особенно молодым специалистам. Так они смогут увереннее и быстрее развиваться, а мне это поможет оставаться в тонусе и постоянно совершенствоваться.