За первые четыре месяца 2025 года объем железнодорожных перевозок между Казахстаном и Китаем показал значительный рост, увеличившись на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигнув 11,4 миллиона тонн. На пограничном переходе Достык было перевезено 6,2 миллиона тонн, что на 5% выше показателей 2024 года, а через Алтынколь объем грузов составил 5,2 миллиона тонн, что на 24% больше прошлогоднего уровня.
Совокупно за последние пять лет объем транспортировки грузов между этими странами вырос на 48% и достиг 32 миллионов тонн. Особенное внимание уделяется экспорту: с 2020 года он составил 13,7 миллиона тонн, что на 25% больше, чем в предыдущие годы. Экспорт зерна оказал заметное влияние на эти цифры, увеличившись более чем в два раза — с 700 тысяч тонн до 1,8 миллиона тонн.
В 2024 году из Казахстана было экспортировано свыше 3,3 миллиона тонн зерновых грузов, включая 1,8 миллиона тонн зерна и 1,5 миллиона тонн продуктов переработки. Среди последних, 600 тысяч тонн составила мука и другие переработанные продукты, что на 30% больше по сравнению с 2023 годом, тогда как объем комбикормов увеличился в пять раз, достигнув 900 тысяч тонн.
На фоне роста объемов перевозок АО «НК «КТЖ» активно реализует различные инфраструктурные проекты, направленные на увеличение пропускной способности железнодорожной сети. В 2024 году были отремонтированы более 1,4 тысячи километров путей, а строительство новых участков продолжится: запланированы ключевые направления, такие как Достык — Мойынты и обход станции Алматы.
Кроме того, внимание уделяется развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). В 2024 году в Сухом порту города Сиань заработал казахстанско-китайский терминал, что способствовало 30-кратному увеличению объемов транзита по этому маршруту. КТЖ также работает над расширением инфраструктуры на границе с Китаем, включая строительство третьего пограничного перехода для оптимизации потоков грузов и устойчивого роста перевозок.