Депутат Казахстана выразил обеспокоенность по поводу новых барьеров, возникающих перед бизнесом, несмотря на внедрение новой регуляторной политики «с чистого листа». Эта политика была разработана в рамках инициатив Президента и предполагала отмену более 10 тысяч регуляторных требований. Однако, после встреч с предпринимателями выяснилось, что бизнес-сообщество не ощущает позитивных изменений. Вместо облегчения условий, складывается впечатление о росте регуляторного давления.
Парламентарий отметил, что необходимы понятные и прозрачные правила для ведения бизнеса, и каждый новый запрос от государства подрывает доверие предпринимателей. Функция анализа регуляторного воздействия (АРВ) используется скорее для оправдания введения новых требований, чем для сокращения избыточных. Количество согласований и разрешительных процедур увеличивается, и новые нормы обычно оказываются более жесткими, чем отмененные, что не дает реального облегчения для бизнеса.
Согласно действующему Предпринимательскому кодексу, новые регуляторные меры должны одобряться Межведомственной комиссией при Правительстве, однако эффективность её работы вызывает сомнения. Инертность Министерства национальной экономики сказывается на том, что влияние отраслевых министерств нередко оказывается сильнее регламентов и процедур. Это приводит к формальному согласованию законопроектов, и сложность юрисдикции негативно сказывается на конкурентоспособности Казахстана.
В связи с этими проблемами депутат предложил ряд мер, включая комплексную оценку реформы «с чистого листа», проверку соблюдения процедур согласования, оценку работы Межведомственной комиссии и внедрение публичной системы оценки регуляторной политики. Также он предложил инициировать новую волну реформ с привлечением отраслевых специалистов.
Создание комфортного бизнес-климата является стратегическим условием для экономического роста и доверия предпринимателей к государству, что подчеркивает необходимость системных мер для улучшения ситуации.