В последние дни наблюдается значительное скопление вагонов с казахстанским зерном на ключевых экспортных направлениях в сторону Китая и Узбекистана. Причиной данной ситуации стали рекордные урожаи зерна в этом году и резкий рост спроса со стороны соседних стран. По словам вице-президента АО «Астык Транс» Жандоса Куанышева, почти половина всего казахстанского зерна экспортируется в Узбекистан, где терминалы и элеваторы перегружены — вместо стандартных 36 составов в сутки страна принимает около 30. Это вынуждает Казахстан временно ограничивать отправки, чтобы не допустить остановки движения на собственных путях.
На китайском направлении складывается аналогичная ситуация, так как объемы казахстанского экспорта превышают пропускные возможности китайских перегрузочных комплексов. Дополнительные задержки возникают из-за отсутствия лабораторий на границе, что заставляет отправлять образцы зерна на анализы в Урумчи и Пекин, увеличивая время обработки грузов. Казахстанская железная дорога осуществляет контроль за перевозкой зерна, и ситуация постепенно начинает стабилизироваться.
В ответ на возникшие проблемы правительство Казахстана готовит меры по перераспределению экспортных потоков, включая введение транспортных субсидий для дальних маршрутов. Часть экспортных партий планируется перенаправить по альтернативным маршрутам, что позволит разгрузить заполненные пограничные переходы и ускорить процесс экспорта зерна.



