Казахстан сталкивается с вызовами на нефтяном рынке, которые в значительной мере определяются геополитическими факторами. Советник по Центральной Азии Global Gas Centre Аскар Исмаилов подчеркивает, что Казахстан ощутимо зависит от цен на нефть, что отражается на экспорте, налогах и дивидендах нефтяных компаний. Бюджетные планы на 2026–2028 годы строятся на прогнозе цены нефти в 60 долларов за баррель и курсе около 540 тенге за доллар США. Для обеспечения финансовой безопасности предусмотрен ежегодный трансферт из Нацфонда в размере примерно 2,77 триллиона тенге. Важно отметить, что краткосрочные колебания цен, например, на фоне напряженности в Персидском заливе, способны положительно сказаться на бюджете, однако не гарантируют стабильного роста доходов из-за дополнительных расходов на логистику и инфляцию.
Казахстанская нефть уверенно конкурирует с венесуэльской, несмотря на то, что Венесуэла обладает крупнейшими запасами сырой нефти в мире. Нынешняя добыча в этой стране составляет менее 900 тысяч баррелей в сутки, тогда как Казахстан производит около 2-2,2 миллиона баррелей. Санкции и отсутствие инвестиций в венесуэльской нефтяной отрасли вызывают серьезные проблемы с восстановлением производства, что открывает Казахстану возможность сохранить свою долю на рынке. Казахстанская нефть, легкая и с низким содержанием серы, требует других технологий переработки по сравнению с тяжелой венесуэльской нефтью, что снижает уровень конкурентного давления.
Однако Казахстан сталкивается и с определенными рисками в нефтяной логистике и в рамках квот ОПЕК+. Исмаилов отмечает необходимость рассматривать два сценария в прогнозировании нефтяных доходов: первый — эскалация геополитической ситуации и рост цен на нефть, который может спровоцировать инфляцию и ухудшить курс национальной валюты; второй — возможная смена режимов в странах-экспортерах, что может привести к снижению цен и требовать от Казахстана разумных шагов по оптимизации расходов и диверсификации источников доходов.
С точки зрения добычи, основные месторождения Казахстана продолжают обеспечивать большую часть выдачи нефти. Ожидается, что в период с 2026 по 2028 год уровень добычи останется стабильным на уровне 90-100 миллионов тонн в год. Важно отметить, что около 40-50% бюджетных поступлений по-прежнему формируются за счет нефтегазового сектора, что в долгосрочной перспективе может оставаться стабильным, как это происходит в Норвегии.
Эксперты считают, что для снижения зависимости бюджета от нефтяных доходов Казахстану стоит развивать переработку, металлургию, машиностроение, а также транспортную инфраструктуру. В частности, машиностроение может быть связано с большими нефтегазовыми месторождениями, где потребуется много оборудования и запасных частей, что создает возможности для развития этой отрасли на ближайшие десятилетия.




