С начала июля 2025 года в Казахстане начались массовые ограничения для грузовиков, связанных с обновленными Правилами применения разрешительной системы автомобильных перевозок в международном сообщении. Предприниматель Куралай Шайбекова сообщила о первых блокировках, причиной которых стало отсутствие пересечения границы для автомобилей в системе «Беркут». В результате около 1800 компаний столкнулись с длительным простоем, что негативно сказалось на их деятельности.
Министерство транспорта отреагировало на эти проблемы лишь через месяц, объявив амнистию и сняв ограничения. Однако во время простоя компании не могли получать международные бланки разрешений (ИБР) и были вынуждены искать альтернативные способы, что привело к новым блокировкам. Адвокат перевозчиков Саги Ораз подчеркнул, что действия государственных органов по массовой блокировке автомобилей выходят за рамки их полномочий и не соответствуют правилам.
После выявления большого числа нарушений, связанных с передачей и использованием ИБР, Минтранс ввел новые меры. Блокировка автомобилей может длиться до двух лет, что ставит под угрозу международные перевозки. Предприниматели сообщают о заблокированных 6 258 автомобилях и о том, что очередь на проезд в Китай занимает минимум месяц.
В ответ на протест Главной транспортной прокуратуры, Министерство транспорта начало пересматривать правила, чтобы исключить блокировку автомобилей при обнаружении нарушений. Ведомство также заявило о необходимости обеспечения прозрачности в распределении бланков, так как на теневом рынке их стоимость значительно превышает официальную. Главной целью новых изменений является улучшение ситуации на рынке и устранение искусственного дефицита разрешений.
На данный момент Министерство обещает внедрить обновления правил, которые позволят более эффективно контролировать ситуацию с грузоперевозками на международном уровне.




