Могут ли в Казахстане подешеветь автомобили?

Могут-ли-в-Казахстане-подешеветь-автомобили?

В Казахстане обсуждается возможность снижения цен на автомобили, но существующие экономические условия делают это маловероятным. Строительство завода полного цикла требует значительных инвестиций, от 500 миллионов до миллиарда долларов, а также нескольких лет на реализацию. Эффективность завода достигается при выпуске не менее 200-300 тысяч автомобилей в год, тогда как казахстанский рынок новых автомобилей в прошлом году едва преодолел 200 тысяч единиц, а локальная сборка одного завода находится на уровне 50-70 тысяч. Это приводит к более высокой себестоимости продукции.

Автоэксперт Эдуард Эдоков подчеркивает, что производство автомобилей в Казахстане основывается на субсидиях и государственной поддержке в течение последнего десятилетия. Система, при которой заводы зависят от дотаций, может привести к их закрытию в случае прекращения финансирования. Эдоков напомнил о примере Австралии, где, несмотря на значительные инвестиции в локальное производство, заводы закрылись после прекращения дотаций.

Перспектива снижения цен у мировых брендов ограничена из-за высокой себестоимости и логистики. Некоторым маркам, возможно, придется покинуть казахстанский рынок. В то же время китайские производители, которые могут работать с минимальной маржой, могут занять до 50% рынка к 2025 году. Их стратегии позволяют им предложить конкурентоспособные цены.

Небольшие преимущества в снижении стоимости могут принести локализация комплектующих, к примеру, производство сидений в Казахстане помогает сэкономить 300 долларов на автомобиле, но это не решит проблему высокой себестоимости всей линейки моделей. Эдоков прогнозирует, что стоимость новых автомобилей продолжит рост не менее чем на 10%. При этом рынок может замедлиться из-за высоких процентных ставок, увеличения налоговой нагрузки и общей неопределенности, что ограничит спрос.

Тем не менее, производители будут продолжать реализовывать скидочные кампании и программы рассрочки, многие из которых фактически субсидируются дилерами и дистрибьюторами. В итоге, несмотря на определенные меры, ждать значительного снижения цен на автомобили в Казахстане не стоит.