На заседании был принят стратегический документ под названием «Предложения ЦК КПК по разработке 15-й пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития» (далее — «Предложения»), который был официально опубликован 28 октября. Этот документ определяет общие направления социально-экономического развития Китайской Народной Республики на 2026–2030 годы.
Документ состоит из трех частей и включает 15 разделов. В нем системно подведены итоги развития страны в период 14-й пятилетки, обобщен накопленный опыт, обозначены цели и задачи на предстоящие пять лет, а также определены стратегические приоритеты и ключевые меры их реализации.
Как подчеркивается в документе, 15-я пятилетка станет важным и решающим этапом на пути к всесторонней социалистической модернизации — временем подведения итогов прошлого и закладки прочного фундамента для будущего.

В этот период Китаю предстоит, опираясь на достигнутые успехи и накопленные преимущества, целенаправленно устранять структурные барьеры, восполнять существующие пробелы и тем самым заложить надежную основу для реализации целей, поставленных к 2035 году, — всестороннего воплощения социалистической модернизации. В документе отмечается, что в предстоящие пять лет внешняя и внутренняя среда развития Китая станет еще более сложной.
Мировая ситуация претерпит глубокие изменения, ускорится научно-технологическая революция и промышленная трансформация, а уровень неопределенности в международных отношениях значительно возрастет. Тем не менее, китайская экономика, как подчеркивается в «Предложениях», сохранит потенциал для долгосрочного, устойчивого и сбалансированного развития.
Одновременно страна столкнется с рядом вызовов:
- недостаточным эффективным спросом,
- давлением структурной перестройки промышленности,
- замедлением темпов роста занятости и доходов населения,
- а также изменением демографической структуры общества.
Эти факторы могут стать сдерживающими для динамичного экономического роста. В документе подчеркивается, что в предстоящие пять лет Китай, сохраняя устойчивые и рациональные темпы экономического роста, должен добиться значительных успехов в обеспечении высококачественного развития. Особое внимание предполагается уделить постоянному повышению совокупной факторной производительности, существенному росту уровня потребления населения и превращению внутреннего спроса в основной двигатель экономического развития.
Согласно плану, к 2035 году ВВП на душу населения в Китае достигнет уровня среднеразвитых стран, а совокупная экономическая мощь, научно-технологический потенциал и международное влияние страны заметно возрастут.
В числе основных задач документ выделяет 12 стратегических направлений развития.

В промышленной сфере поставлена цель создать современную индустриальную систему, укрепить фундамент реального сектора экономики и продвигать строительство мощной державы в области производства, качества, аэрокосмической техники, транспорта и интернета.
Предусматривается формирование новых механизмов развития стратегических и перспективных отраслей, включая:
- новые источники энергии,
- новые материалы,
- низковысотную экономику,
- квантовые технологии,
- биотехнологическое производство,
- системы мобильной связи шестого поколения (6G).
Научно-технологические инициативы рассматриваются как главный двигатель прогресса и модернизации. В ближайшие годы Китай намерен укрепить технологическую независимость и самостоятельность, усилить фундаментальные исследования, а также стимулировать первичные, оригинальные инновации. Согласно «Предложениям», национальная научно-технологическая система будет всесторонне усовершенствована, а особые усилия направлены на освоение ключевых и критически важных технологий.
Документ предусматривает реализацию программы «ИИ+», предполагающей глубокое внедрение технологий искусственного интеллекта во все сферы общественной и экономической жизни, а также совершенствование систем управления и этических норм в области искусственного интеллекта.
В сфере макроэкономической политики «Предложения» предусматривают укрепление антициклических механизмов регулирования, проведение активной бюджетно-налоговой и взвешенной денежно-кредитной политики, повышение эффективности макроэкономического управления.
Особое внимание планируется уделять сбалансированному развитию государственных и частных предприятий, строгому соблюдению Закона о поддержке частного сектора, укреплению защиты права собственности и обеспечению честной, добросовестной конкуренции.
Кроме того, поставлена задача ускорить создание «финансовой державы», расширить механизмы прямого финансирования, а также усилить финансовое регулирование и меры по предупреждению рисков.
Расширение внутреннего спроса определено как главный фактор будущего экономического роста. Предполагается формирование единого общенационального рынка, устранение регионального протекционизма и рыночных барьеров, укрепление взаимосвязи между потреблением и инвестициями. Запланирована реализация специальной программы стимулирования потребления, направленной на повышение покупательной способности граждан, совершенствование политики в сферах платных отпусков, жилья и автомобильного рынка, а также усиление защиты прав потребителей.

В части внешнеэкономических связей подчеркивается, что Китай, руководствуясь высокими международными стандартами, будет расширять доступ к рынку услуг,
совершенствовать сеть зон свободной торговли, продолжать высококачественное продвижение инициативы «Один пояс, один путь», укрепляя сотрудничество с партнерскими странами в сферах инфраструктуры, цифровой экономики и зеленого развития.
При этом наряду с укреплением «жестких связей» в инфраструктуре особое внимание будет уделено «мягким связям» — унификации правил, норм и стандартов. Планируется развитие многоуровневой транспортно-логистической сети, в рамках которой крупные инфраструктурные проекты и «малые, но эффективные» инициативы, направленные на повышение качества жизни населения, будут реализовываться в комплексе. Особое внимание будет уделено повышению эффективности железнодорожного маршрута «Китай — Европа (Азия)» и ускорению строительства нового сухопутно-морского коридора в Западном Китае.
В социальной сфере Китай намерен и далее совершенствовать систему социального обеспечения, расширяя охват пенсионного, медицинского, страхования от безработицы и производственного травматизма.
В сфере недвижимости планируется постепенно сформировать новую модель развития, оптимизировать систему обеспечения доступным жильем,
усовершенствовать демографическую политику, стимулировать молодежь к созданию семьи и рождению детей, развивать услуги по уходу за детьми и систему дошкольного образования, а также активно адаптироваться к процессу старения населения.
В области безопасности документ подчеркивает необходимость укрепления всеобъемлющей системы национальной безопасности. Предусмотрено обеспечение продовольственной, энергетической, производственной и финансовой безопасности, а также координация мер по предупреждению и ликвидации рисков в сфере недвижимости и местных долгов. Отдельное внимание уделяется новым направлениям — кибербезопасности, безопасности искусственного интеллекта, биологической и экологической безопасности, целью которых является повышение стратегической устойчивости и защиты национальных интересов.
В документе также предусмотрено ускорение модернизации национальной обороны и вооруженных сил, укрепление сил стратегического сдерживания,
приоритетное развитие новых видов вооружений и качественно обновленных боевых формирований, ускоренное формирование интеллектуальных беспилотных систем, а также трансформация традиционных видов вооруженных сил.
Отдельным пунктом подчеркивается необходимость укрепления единого руководства ЦК КПК, углубления антикоррупционной борьбы
и формирования чистого, прозрачного и справедливого политического климата.
Таким образом, в период 15-й пятилетки Китай, опираясь на достижения предыдущего пятилетнего цикла, сосредоточит усилия на продвижении высококачественного развития, научно-технологических инициатив, самодостаточности и ориентации на внутренний спрос.
В ближайшие пять лет страна намерена сохранять баланс между безопасностью и открытостью, между ростом и устойчивостью, проявлять стратегическую выдержку в условиях сложной и изменчивой геополитической ситуации, продвигать китайскую модернизацию на новый, более высокий уровень, и обеспечивать долгосрочную стабильность и устойчивость социально-экономического развития государства.




