Депутат Болатбек Алиев выступил с критикой системы проектирования и эксплуатации дорог в Казахстане, указав на серьезные противоречия, которые наносят ущерб экономике, транспортным компаниям и потребителям. Он отметил, что в стране дороги проектируются с расчетной нагрузкой до 13 тонн на ось, однако эксплуатационные нормы ограничивают это значение до 10 тонн. По словам Алиева, такое несоответствие приводит к неэффективным расходам бюджетных средств, так как государство тратит огромные суммы на строительство дорог, которые по факту не используются на полную мощность.
Депутат выделил три основные проблемы. Во-первых, это неэффективность бюджета, связанная с перерасходом средств на дороги, которые не могут эффективно эксплуатироваться, поскольку действующие нагрузки значительно ниже проектных. Он считает, что разница в допустимых величинах в 30% не имеет обоснования и только увеличивает затраты. Во-вторых, Алиев указал на то, что перевозчики страдают от строгих штрафов, даже когда ездят по новым трассам, которые могут выдерживать больший вес. Он подчеркнул, что такая система наказывает тех, кто соблюдает правила, в то время как нелегальные перевозчики остаются нетронутыми. Третья проблема — это несоответствие внутренних норм, по мнению депутата, которые Имеют право на пересмотр.
Алиев также упомянул об автоматических арках взвешивания, которые часто показывают ошибки, особенно если дороги неровные или изменяется давление в шинах. Это приводит к неоправданным штрафам даже для исправных транспортных средств. Депутат призвал Министерство транспорта пересмотреть действующие лимиты и устранить противоречия между проектными и эксплуатационными нормами, добавив, что необходимо перестать «строить с запасом на бумаге» и обеспечить реальную соответствие дорог заявленным эксплуатационным характеристикам.
По его словам, если дороги действительно рассчитаны на 13 тонн, то следует разрешить движение с соответствующими нагрузками. В противном случае, по мнению Алиева, это создает иллюзию, что бюджетные средства расходовались эффективно, в то время как реальность такова, что дороги не отвечают современным требованиям.



