В последнее время инвестиционная политика Казахстана вызывает множество вопросов и критики, особенно в свете замечаний Президента о слабо организованной системе взаимодействия с инвесторами. Эксперты выделяют несколько ключевых проблем, которые мешают привлечению прямых иностранных инвестиций, снижение которых в прошлом году составило почти 30%. Основная причина заключается в фрагментарности и непоследовательности текущей системы. Ответственность за привлечение и сопровождение инвестиций распределена между различными государственными органами и институтами, что приводит к дублированию функций и затрудняет взаимодействие с инвесторами. Вместо того чтобы иметь дело с единой структурой, бизнес вынужден общаться сразу с несколькими ведомствами, что создает ощущение громоздкой бюрократии и увеличивает время, необходимое для согласований.
Дополнительным препятствием для инвесторов являются частые изменения «правил игры», включая налоговый режим и регуляторные требования. Это создает неопределенность и увеличивает риски, связанные с возвратом инвестиций. Инвесторы сталкиваются с колебаниями валют, слабой защитой прав собственности и высокими административными издержками. Все это усиливает чувство нестабильности и ограничивает возможность долгосрочного планирования.
Несмотря на наличие различных инструментов и льгот, их разрозненное применение и нестабильность условий делают текущую модель привлечения инвестиций неконкурентоспособной. Для успешного привлечения инвесторов необходимо обеспечить предсказуемость и стабильность в законодательной и налоговой сферах.
В Казахстане за привлечение инвестиций отвечают несколько структур, таких как Министерство национальной экономики, Министерство иностранных дел, акиматы регионов и различные институты развития. По официальной версии, они должны работать в едином комплексе, но на практике их функции пересекаются, что лишь усугубляет сложность работы для инвесторов.
В ответ на эти проблемы Президент поручил Премьер-министру разработать конкретные предложения по реформированию инвестиционной политики в короткие сроки. Среди возможных решений эксперты предлагают создание единого окна для инвесторов, реорганизацию функций между различными государственными органами, а также стабильность регуляторных условий. Дальнейшими шагами могут стать цифровизация процессов через создание единой онлайн-платформы для сопровождения инвестиционных проектов и переименование одного из ключевых государственных органов, чтобы отразить приоритетность инвестиционной темы и закрепить ответственность за привлечение инвестиций.