Местные правители или судьи: кем были бии в казахском обществе

Местные-правители-или-судьи:-кем-были-бии-в-казахском-обществе

Бии в казахском обществе занимали важную роль, выступая не только как судьи, но и как политические лидеры племен. Их деятельность была ключевой в процессе избрания ханов. После смерти правителя или в случае, когда он был недееспособен, султаны-чингизиды собирали курултай, где бии племен голосовали за кандидатуру нового хана. Без участия биев выбор хана был невозможен.

Кроме политической функции, бии обладали судебной, исполнительной и военной властью. Системы управления в Казахском ханстве во многом наследовали традиции Золотой Орды, включая институт «Жеті Жарғы», состоящий из семи судей, и свод законов, изданный Тауке-ханом, который систематизировал многочисленные старые нормы. Законы основывались как на исламских правовых принципах, так и на местных обычаях, отчасти оставшихся в устной традиции.

Этнографические исследования XIX века помогли сохранить информацию о правовых нормах «Жеті Жарғы». Каждый год представители племен собирались на курултай для решения накопившихся межродовых споров, а местом заседаний часто был Күлтөбе. Интересно, что этот обычай сохранялся даже спустя многие десятилетия после Тауке-хана.

Абай Кунанбаев, великий казахский поэт и мыслитель, также занимался регламентацией правовых норм. Вместе с местными биями он разработал «Карамолинский устав», который объединил 74 статьи и действовал на локальном уровне.

Важно отметить, что бии, как правило, неправильно воспринимаются исключительно как судьи; на самом деле они были полновластными правителями своих племен. Они могли вести дипломатическую переписку и действовать от имени своих родов, что подчеркивало их значимую роль в обществе. Примером этого служит Төле би, который фактически управлял Ташкентом и играл значительную роль в политических делах региона.

Однако система биев начала распадаться с XVIII века, когда Казахстан стал частью Российской империи. Под давлением русских властей ханская власть постепенно свелась на нет, а бии теряли свои полномочия. Постепенные реформы уменьшали влияние казахской элиты, передавая контроль к царской администрации, что привело к тому, что к концу XIX века реальная власть биев сильно ослабла.

Несмотря на существование биев в начале XX века, система их власти окончательно прекратила свое существование после установления советской власти, когда судебные дела стали рассматриваться исключительно по советским законам. Традиционные структуры и образ жизни казахов отошли в прошлое, уступив место новым идеологиям.