Турция с 1 июля 2025 года вновь увеличила сборы за транзит судов через Босфор и Дарданеллы на 15%, теперь стоимость прохода составляет $5,83 за тонну чистого водоизмещения. Это уже четвертое повышение тарифов с 2022 года, когда началась пересмотренная политика в области налогов на проход через морские проливы. За три года стоимость транзита возросла в 7,2 раза, увеличившись с $0,8 за тонну, который действовал на протяжении почти 40 лет.
Сборы, согласно Конвенции Монтре, касаются судов, следующих транзитом. Власти страны объясняют рост сборов увеличением морского трафика, возросшими рисками, а также нагрузкой на береговую инфраструктуру и службы безопасности. Министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдюлькадир Уралоглу отметил, что поступления от сборов направляются на финансирование работы береговой охраны, спасательных и медицинских служб, а также на ликвидацию последствий аварий на воде.
По данным 2024 года, через проливы прошло более 51 тысячи судов, которые уплатили сборы на сумму $227 миллионов. Ожидается, что новый тариф приведет к увеличению поступлений в государственный бюджет. Эксперты подчеркивают, что Турция, пересматривая тарифную политику, стремится не только к возмещению затрат, но и к укреплению значимости проливов как стратегического ресурса.