На заседании в Правительстве под руководством вице-премьера и министра национальной экономики Серика Жумангарина было принято решение о необходимости разработки концепций развития двух ключевых трансграничных хабов Казахстана — «Хоргос» и «Евразия» до 1 августа. Эти хабы играют важную роль в развитии логистической инфраструктуры страны и её интеграции в международные торговые пути.
В рамках программы, координируемой Министерством торговли и интеграции, в Казахстане реализуется пять трансграничных хабов, среди которых Хоргосский узел и Центр трансграничной торговли «Евразия». Взаимодействие с ключевыми партнерами и создание условий для реализации бизнес-проектов считаются приоритетными задачами.
Для успешного запуска Центра трансграничной торговли «Евразия», который планируется открыть в IV квартале 2026 года, в Туркестанской области активно ведется строительство инженерной инфраструктуры, в том числе линий электропередач и автодорог. Разработка восьми производственных зданий уже начата, и собраны идеи для новых бизнес-инициатив по переработке различных товаров.
На другом хабе — Индустриально-торгово-логистическом комплексе «Алатау» в Жамбылской области — также ведутся активные работы. Запланированные инвестиции составляют $200 млн., и уже определена управляющая компания. Ожидается, что новая структура будет занимать переработкой и производством различных товаров, включая продукцию из пшеницы и пластика.
Мангистауская область также активно развивает Каспийский узел, где осуществляется строительство контейнерного хаба. Ожидается, что это увеличит пропускную способность порта Актау и создаст полноценный контейнерный парк.
В то же время, реализация проектов «Евразия» и «Хоргос» сталкивается с проблемами недостатка инфраструктуры и необходимости в единой концепции. Это затрудняет дальнейшее развитие хабов как ключевых узлов для транспортных потоков. Вице-премьер поручил провести полную оценку инфраструктуры и сформулировать четкие концепции, что поможет определить их роль в экономике страны и необходимые объемы финансирования.
Важно отметить, что оба хаба имеют стратегическое значение для интеграции Казахстана в международную экономику и развитие транзитного потенциала страны в рамках зарубежных инициатив, таких как «Один пояс — один путь».