Фотографии мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, сделанные в середине 20-го века, являются ценным историческим источником, который позволяет взглянуть на состояние этого памятника архитектуры в разные периоды XX века. По словам профессора Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Яссауи, доктора исторических наук Мухтара Кожи, некоторые снимки запечатлели события довоенного периода, в частности, 1937–1941 годов. На этих кадрах видно, что вокруг мавзолея находились два ряда оборонительных сооружений, а также четыре массивные опоры, из которых до наших дней сохранились только три после реставрационных работ.
Профессор указывает на международный характер этих усилий по сохранению культурного наследия, поскольку в реставрации принимали участие как отечественные, так и зарубежные специалисты, включая женщин-мастеров. Фотографии демонстрируют процесс старинного зодчества: на них мастера вручную укладывают кирпичи, а женщины участвуют в замешивании строительной глины.
Одно из изображений, сделанное в 1956 году, имеет техническую ошибку — фотопленка была отпечатана в зеркальном отражении, что создало смешно забавную ситуацию с расположением опоры. Снимки также показывают порядок размещения строительных материалов и использовавшиеся технологии, включая тяжелую технику для снятия верхнего слоя почвы.
Профессор Кожа отмечает, что архивные изображения, отражающие методы реставрации и строительные технологии середины XX века, представляют собой неоценимую ценность для изучения культурного и исторического наследия Казахстана. Эти материалы являются важными для историков и архитекторов.
Председатель совета старейшин Туркестанской области, Жарылкасын Азретбергенов, который стал свидетелем событий 1956 года, вспомнил, как во время учёбы в педагогическом училище он наблюдал за реставрационными работами, приводимыми мастерами разных национальностей. По его словам, тогда мавзолей посещало совсем немного людей.
Таким образом, фотографии мавзолея Ясави не только фиксируют архитектурные детали, но и отображают культурные и исторические изменения в стране, подчеркивая важность сохранения этого наследия для будущих поколений.