Казахстан ежегодно добывает около 90 миллионов тонн нефти, большая часть которой экспортируется в Европу и другие регионы. В прошлом году было добыто 86,7 миллионов тонн, из которых 69% было продано за границу, главным образом в страны Евросоюза, такие как Италия и Франция. В числе маршрутов экспорта значится Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и нефтепровод Атырау-Самара. Порт Актау также играет роль в экспортных поставках, включая поставки по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан, который является альтернативой для транспортировки нефти в Средиземноморье.
В настоящее время по этому маршруту Казахстан экспортирует 1,5 миллиона тонн нефти в год, причем Азербайджан выразил заинтересованность в увеличении этого объема до 2,2 миллиона тонн. Однако в данный момент соглашение находится на испытательном сроке, который продлится 4 месяца. Специалисты обеспокоены возможным влиянием казахстанской нефти, содержащей серу и меркаптан, на качество азербайджанского сырья, что и станет причиной тестирования.
Если испытания пройдут успешно, к 2025 году объем поставок может увеличиться до 1,75 миллиона тонн. В будущем министерство энергетики планирует увеличить экспорт до 20 миллионов тонн. Однако в настоящее время инфраструктура не позволяет достигнуть таких объемов, и необходимо привлечь государственные и частные инвестиции для решения всех связанных вопросов.
По мнению экспертов, прежде чем искать новые маршруты, Казахстану стоит сосредоточиться на увеличении объемов добычи нефти. Существует мнение, что при стабильных ценах на нефть в диапазоне 70-80 долларов открытие альтернативных маршрутов будет уместным. В то время как заявлено, что качество казахстанской нефти, поставляемой по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, будет оцениваться выше марки Brent.
Наращивание экспорта по этому маршруту может укрепить геополитические связи между тюркскими государствами и позволит Казахстану представить свою продукцию на международной арене. Также озвучена необходимость успешной реализации крупных экономических проектов. В перспективе сотрудничество в прошлом году уже обсуждалось в контексте возможных рисков и выгод от данного маршрута.