Год рабочих профессий: какие изменения ждут казахстанские колледжи

Год-рабочих-профессий:-какие-изменения-ждут-казахстанские-колледжи

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу страны объявил 2025 год Годом рабочих профессий, акцентировав внимание на важности технического и профессионального образования. В связи с этим Министерство просвещения РК представило план реформирования казахстанских колледжей для повышения их роли в экономическом росте и инвестиционной привлекательности страны.

В Казахстане насчитывается 772 колледжа, число студентов которых продолжает расти: в 2023-2024 учебном году в этих учреждениях обучались 531 тыс. студентов, а в новом учебном году — уже 565 тыс. человек. Для обеспечения доступности профессионального образования планируется увеличить число государственных грантов: к 2025 году все поступающие на базе 9-х классов на востребованные специальности будут полностью обеспечены бесплатным обучением.

Содействие трудоустройству выпускников — одна из задач местных исполнительных органов и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». В 2023 году колледжи окончило 141 311 человек, из которых 80% нашли работу. Основные сферы трудоустройства включают инженерную, обрабатывающую и строительную отрасли, здравоохранение и социальное обеспечение, а также сферу обслуживания.

Для улучшения трудоустроенности, колледжи активно разрабатывают учебные программы совместно с работодателями и вводят дуальное обучение. В настоящее время дуальное обучение внедрено в 551 колледже, и 518 предприятий курируют 410 колледжей. Законодательство страны предусматривает зачисление времени прохождения практики в трудовой стаж выпускника.

В планах Министерства также реформа системы ТиПО, включая профилизацию колледжей, выделение колледжей-лидеров, обновление содержания образования и разработку эффективной модели финансирования. В этих целях введена подушевая методика финансирования и стажировки педагогов за рубежом и на предприятиях внутри страны.

Колледжи будут профилироваться в соответствии с региональными экономическими особенностями: южные регионы будут развивать инфраструктуру и локализовывать простые производства, центральные и восточные — продолжать индустриализацию, северные — акцентировать внимание на аграрный сектор, западные — создавать новые производства вокруг крупных компаний. Уже перепрофилировано 195 колледжей под потребности регионов.

Для создания 100 технологических лидеров, Министерством разработана оценочная система ТиПО, базирующаяся на международных стандартах. Колледжи первой и второй лиги, по результатам оценки, станут ресурсными центрами для других учебных заведений. Например, в колледже APEC PetroTechnic в Атырау внедрен международный стандарт образования нефтегазовой отрасли, а в Талдыкорганском высшем политехническом колледже — строительной отрасли.

Кроме того, планируется система аккредитации колледжей, с целью повысить их престиж и признание на международном уровне. До конца 2023 года аккредитацию пройдут пять колледжей, а к 2030 году — 30.

Министерство также сообщило о планах пересмотреть механизм передачи колледжей в доверительное управление бизнесу, с целью модернизации их инфраструктуры и оснащения современным оборудованием.