Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своём Послании народу подчеркнул необходимость постоянных политических реформ для развития страны. Одно из ключевых достижений — выборность акимов (глав сел, районов и городов) населением Казахстана. С 2021 года около 90% глав сельских округов были избраны народом, со средним возрастом избранных 46 лет. Более половины из них никогда не работали на государственной службе, что, по мнению экспертов, позволяет принести свежий взгляд и разнообразный опыт в управление.
Вице-министр национальной экономики Азамат Амрин отметил, что внедрение выбора акимов способствует демократизации управления и активизации общественного участия, так как граждане напрямую влияют на назначение местных руководителей. Избранные акимы должны учитывать интересы избирателей, что создаёт предпосылки для прозрачного и ответственного управления.
Эксперт Института мировой экономики и политики Арман Токтушаков также подчеркнул, что прямые выборы укрепляют гражданскую активность, так как жители могут выдвигать свои кандидатуры в качестве самовыдвиженцев. Он добавил, что избранные акимы могут быстрее реагировать на потребности и проблемы населения, что должно повысить оперативность решения актуальных вопросов.
При этом Токтушаков и Амрин считают отсутствие опыта государственной службы у новых акимов плюсом, который способствует свежему подходу и использованию опыта из других сфер. Для поддержки новоизбранных акимов были организованы обучающие программы Министерством национальной экономики и Академией государственного управления при Президенте РК.
В данный момент избираются акимы сельских округов, а в 2025 году прямые выборы будут распространяться на главы районов и городов областного значения. Таким образом, значительная часть акимов будет избираться напрямую населением, хотя акимы областей и городов республиканского значения пока избираются косвенно через депутатов маслихатов.
Эксперты предупреждают, что резкий переход к прямой выборности акимов областей может вызвать негативные последствия, такие как потеря управляемости и развитие местного фаворитизма. Однако существующая система выборности акимов носит системный и поступательный характер, учитывая различные факторы и риски. Амрин уверен, что выборность акимов способствует развитию местного самоуправления и гражданского общества, увеличивая прозрачность и ответственность местных лидеров, а также политическую конкуренцию. Успешное внедрение этих реформ может укрепить доверие граждан к власти и привести к более демократическому управлению.