Несут ли электромобили риски для казахстанской энергетики

Несут-ли-электромобили-риски-для-казахстанской-энергетики

Количество электромобилей с 2021 по 2024 год выросло в 18 раз. При этом риски для энергетического комплекса от электромобилизации остаются. Об этом заявил заместитель председателя правления института развития электроэнергетики и энергосбережения Елдос Абаканов, передает корреспондент агентства Kazinform.

Популярность электромобилей в Казахстане растет. На панельной сессии Astana Finance Days директор по развитию Astana Motors Акылбек Анарбаев привел казахстанскую статистику. По его словам, если в 2021 году в Казахстане насчитывалось лишь 552 электромобиля, то к июлю 2024 года в страну ввезли почти 10 тысяч автомобилей. Расширяется также и количество зарядных станций, каждая из которых потребляет в среднем 240 кВт. 

Одним из возможных рисков при массовой электромобилизации названа потенциальная нехватка энергии.

— Коллеги показывали, одна станция потребляет 240 кВт. Если перевести в обычное понимание, то один жилой комплекс в среднем получает условия на 200-250, иногда на 150 кВт. То есть одна станция для электромобилей потребляет столько же энергии, как и большой дом. Вот здесь, я думаю, есть большой риск. Тем более к 2029 году предполагается, что на уровне страны возможно будет дефицит электроэнергии, примерно от 3 до 5 кВт. Прогнозы разные, — сказал Абаканов.

Спикер считает, что в будущем в часы пик электрозарядные станции работать не будут.

— Трансформаторы у нас на самом деле очень дорого стоят. Тем более, когда для электрозарядных станции выдают техусловия, предполагаю, что скорее всего, местные РЭКи будут ограничивать их работу. То есть, в часы пик, наверное, электрозарядные станции работать не будут. Это мое субъективное мнение. Возможно, для них будут определять те периоды дня, когда будет профицит электроэнергии. При дефицитном периоде сложно будет функционировать. Такой риск есть. Над этим риском тоже надо думать, — говорит эксперт.

Абаканов также отметил, что работа по развитию электроэнергии ведется Правительством. При этом, учитывается и прогнозируется потребление энергии электромобилями.

— Преимущества электромобилей неоспоримы и спрос на них растет. Мировой тренд идет в сторону электромобилизации. При этом со стороны государства должны быть меры поддержки, а после рынок сам уже подстроится. Цены на электромобили станут конкурентными, — заявил Абаканов.

Как заявил эксперт, никаких опасностей он не видит, но видит риски. 

— Риск надо учитывать и его можно преодолеть, если правильно сбалансировать энергетику Казахстана, — сказал Абаканов.

Напомним, Миннацэкономики РК привлечет инвестиции по программе «Тариф в обмен на инвестиции» на сумму 336 млрд тенге в 2024 году для ремонта 6,5 тыс км инженерных сетей.

Также ожидается, что тарифы на коммунальные услуги в Казахстане вырастут на 10-20% из-за высокой изношенности сетей заявили.